|
|
Кендо: философии учит сама жизнь.
В последнее время многие иркутяне не на шутку увлеклись
Японией и всем, что с этой страной связано. Точнее, большинство людей имеют
представление о стране восходящего солнца, основываясь лишь на том, что
сейчас в нашем городе доступно всем и
каждому: книгах Харуки Мураками и суши. Конечно, мы еще понаслышке кое-что
знаем о существовании деревца бонсай, икебаны, и, разумеется, самураях.
Недавно мне рассказали, что где-то в районе Лисихи у нас
«ребята сражаются на бамбуковых мечах». Согласитесь, оригинальное
времяпрепровождение. Как выяснилось, кендо (именно так называется этот вид
восточных единоборств) не просто забава, а целое искусство со своей богатой
историей и философией. Не долго думая, я отправилась на тренировку по кендо,
чтобы понять, наконец, хоть что-нибудь относительно японской философии.
Президент иркутской федерации кендо Сергей Одинец рассказал
и показал мне, с чего начинается Япония…
В 1185 году в Японии начались междоусобные войны, или, как
в школьном учебнике, период феодальной раздробленности. Через четыреста лет
страна была полна странствующих самураев, вооруженный и опасных. Умение владеть
мечом прививалось мальчикам буквально с материнским молоком. В 1606 году власти
пришел сегун Токугава Иэясу. Он сумел прекратить междоусобицы в стране, но
этого для воцарения мира в стране было мало. Сегун запретил ношение мечей всем,
кроме профессиональных военных. После этого запрета искусство владения мечом
превратилось в спорт. В XYII веке в Японии возникают школы кэндзюцу
(прародитель кендо). Весь свои военный пыл самураи самозабвенно направили на
самосовершенствование. Кроме того, бывшие воины открыли, что занятия кэндзюцу
изменяют характер человека в лучшую сторону, учат человека выдержке, смелости,
уважению к традициям, помогают достичь духовного равновесия и воспитать силу
воли... Именно поэтому кендо не утратило актуальности и в наше время. После
реставрации Мейдзи на смену кэндзюцу («искусство меча») пришло уже известное
нам кендо («путь меча»).
В Иркутске кендо появилось два года назад, после того, как
Сергей вернулся со стажировки из Японии, где он помимо языка занимался еще и
единоборствами. На сегодняшний день в Иркутске этим видом единоборства
занимаются порядка 40 человек разного возраста и пола. Группа одетых в
темносиние костюмы людей, действительно похожих на настоящих самураев,
вооружившись мечами из пластин бамбука, проводили размеренную разминку под
японский счет. В то же время двое молодых людей молчаливо бродили из одного
конца зала в другой. Странно…
Сергей объяснил, что новичку перед тем, как занять свое
место рядом со всей группой предстоит выдержать определенной испытание. На
протяжении двух месяцев будущий боец учится ходить и правильно дышать. Такой
долгий срок монотонной ходьбы по залу выдерживают лишь те люди, кому
действительно интересно заниматься кендо.
Вспомним примеры из
американского кинематографа6 ученик приходит к сенсею, чтобы тот научил его
драться. А тот, вместо того, чтобы с места в карьер приступить к тренировкам
заставляет ученика мыть посуду, пол, перебирать горох (на что хватит фантазии
режиссера). Не так уж и нужна сенсею помощь по дому, просто необходимо, чтобы
горячий молодой человек умерил свой пыл и понял, что любое обучение это прежде
всего монотонный ежедневный труд, а уже после этого осознанно принял решение о
том, что он хочет заниматься именно этим видом единоборства. Вот вам и азы
японской философии.
Что дальше? Кендо заключается в чередовании силы и
спокойствия, агрессии и отрешения. Как ни парадоксально, но для того, чтобы
нанести противнику хороший удар необходимо расслабить запястье. Оказывается,
что в кендо бьет не рука, а меч. Как говорит Сергей, кендо - это не подготовка навыков драки, а бой со
своими слабостями. То есть важно уметь контролировать свои эмоции и мышцы. И
хотя удары наносятся в строго определенные места, защищенные доспехами, чувство
страха при этом остается. Но ни одна мышца
лица воина не должна дрогнуть – иначе противник увидит его слабость, ведь в
кендо воюет не оружие, а люди.
В клубе не насаждается ни синтоизм, ни японская философия,
она просто присутствует в каждом элементе боя, в самой атмосфере тренировок.
Помимо тех моментов, о которых уже шла речь, кендо помогает научиться
радоваться простым радостям жизни: душу после тренировке, глотку холодной воды,
свежему дуновению ветра… Кроме того, каждый пусть даже учебный бой ведется
очень серьезно, и когда тренировочный меч останавливается в двух сантиметрах от
твоей головы (защищенной шлемом), испытываешь, пожалуй, те же чувства, что и
средневековые самураи на поле боя. Так что после тренировки не покидает
пьянящее осознание того, что жизнь стоит того, чтобы ее любить, а это,
согласитесь, прекрасно.
Александра ПОБЛИНКОВА
Март 2006 г.
|