Кендо: философии учит сама жизнь.

В последнее время многие иркутяне не на шутку увлеклись Японией и всем, что с этой страной связано. Точнее, большинство людей имеют представление о стране восходящего солнца, основываясь лишь на том, что сейчас  в нашем городе доступно всем и каждому: книгах Харуки Мураками и суши. Конечно, мы еще понаслышке кое-что знаем о существовании деревца бонсай, икебаны, и, разумеется, самураях.

Недавно мне рассказали, что где-то в районе Лисихи у нас «ребята сражаются на бамбуковых мечах». Согласитесь, оригинальное времяпрепровождение. Как выяснилось, кендо (именно так называется этот вид восточных единоборств) не просто забава, а целое искусство со своей богатой историей и философией. Не долго думая, я отправилась на тренировку по кендо, чтобы понять, наконец, хоть что-нибудь относительно японской философии.

Президент иркутской федерации кендо Сергей Одинец рассказал и показал мне, с чего начинается Япония…

В 1185 году в Японии начались междоусобные войны, или, как в школьном учебнике, период феодальной раздробленности. Через четыреста лет страна была полна странствующих самураев, вооруженный и опасных. Умение владеть мечом прививалось мальчикам буквально с материнским молоком. В 1606 году власти пришел сегун Токугава Иэясу. Он сумел прекратить междоусобицы в стране, но этого для воцарения мира в стране было мало. Сегун запретил ношение мечей всем, кроме профессиональных военных. После этого запрета искусство владения мечом превратилось в спорт. В XYII веке в Японии возникают школы кэндзюцу (прародитель кендо). Весь свои военный пыл самураи самозабвенно направили на самосовершенствование. Кроме того, бывшие воины открыли, что занятия кэндзюцу изменяют характер человека в лучшую сторону, учат человека выдержке, смелости, уважению к традициям, помогают достичь духовного равновесия и воспитать силу воли... Именно поэтому кендо не утратило актуальности и в наше время. После реставрации Мейдзи на смену кэндзюцу («искусство меча») пришло уже известное нам кендо («путь меча»).

В Иркутске кендо появилось два года назад, после того, как Сергей вернулся со стажировки из Японии, где он помимо языка занимался еще и единоборствами. На сегодняшний день в Иркутске этим видом единоборства занимаются порядка 40 человек разного возраста и пола. Группа одетых в темносиние костюмы людей, действительно похожих на настоящих самураев, вооружившись мечами из пластин бамбука, проводили размеренную разминку под японский счет. В то же время двое молодых людей молчаливо бродили из одного конца зала в другой. Странно…

Сергей объяснил, что новичку перед тем, как занять свое место рядом со всей группой предстоит выдержать определенной испытание. На протяжении двух месяцев будущий боец учится ходить и правильно дышать. Такой долгий срок монотонной ходьбы по залу выдерживают лишь те люди, кому действительно интересно заниматься кендо.

 Вспомним примеры из американского кинематографа6 ученик приходит к сенсею, чтобы тот научил его драться. А тот, вместо того, чтобы с места в карьер приступить к тренировкам заставляет ученика мыть посуду, пол, перебирать горох (на что хватит фантазии режиссера). Не так уж и нужна сенсею помощь по дому, просто необходимо, чтобы горячий молодой человек умерил свой пыл и понял, что любое обучение это прежде всего монотонный ежедневный труд, а уже после этого осознанно принял решение о том, что он хочет заниматься именно этим видом единоборства. Вот вам и азы японской философии.

Что дальше? Кендо заключается в чередовании силы и спокойствия, агрессии и отрешения. Как ни парадоксально, но для того, чтобы нанести противнику хороший удар необходимо расслабить запястье. Оказывается, что в кендо бьет не рука, а меч. Как говорит Сергей, кендо -  это не подготовка навыков драки, а бой со своими слабостями. То есть важно уметь контролировать свои эмоции и мышцы. И хотя удары наносятся в строго определенные места, защищенные доспехами, чувство страха при этом остается. Но  ни одна мышца лица воина не должна дрогнуть – иначе противник увидит его слабость, ведь в кендо воюет не оружие, а люди.

В клубе не насаждается ни синтоизм, ни японская философия, она просто присутствует в каждом элементе боя, в самой атмосфере тренировок. Помимо тех моментов, о которых уже шла речь, кендо помогает научиться радоваться простым радостям жизни: душу после тренировке, глотку холодной воды, свежему дуновению ветра… Кроме того, каждый пусть даже учебный бой ведется очень серьезно, и когда тренировочный меч останавливается в двух сантиметрах от твоей головы (защищенной шлемом), испытываешь, пожалуй, те же чувства, что и средневековые самураи на поле боя. Так что после тренировки не покидает пьянящее осознание того, что жизнь стоит того, чтобы ее любить, а это, согласитесь, прекрасно.

 

Александра ПОБЛИНКОВА

Март 2006 г.


Rambler's Top100

Hosted by uCoz