ИРКУТСКИЙ ПУТЬ ЯПОНСКОГО МЕЧА

Как я познакомилась с самураями (авторская версия)

 

Вот тянет иногда на экзотику! Во всем – в еде, в одежде, в занятиях и увлечениях… И бывает, что даже в собственном физическом и моральном развитии хочется чего-нибудь этакого. Вспомнив, что наибольшими мастерами по части совершенствования тела и духа издавна считаются японцы, решаю посвятить себя какому-либо из единоборств, берущих свои корни где-то там, в Стране восходящего солнца. Благо, их пруд пруди. Что же выбрать людям, которые грезят самурайской романтикой и традициями Японии?  Узнайте, есть ли в вашем городе клуб кендо.

Мне повезло – в Иркутске он есть! Как, кстати, и во многих других российских городах, не говоря уж о самой Японии. Звоню и узнаю, что иркутская областная общественная организация "Байкальская Федерация Кендо" приглашает на тренировки всех желающих. Никаких особых требований новичку не предъявляется, что тут же заставляет подозревать какой-то подвох. Как это – можно всем? Неужели искусство владения мечом доступно любому? И мужчинам, и женщинам, да еще и в любом возрасте? Ладно, разберемся…

Придя в додзе (место, где проходит тренировка), понимаю – у кендо и в самом деле много поклонников любого пола и возраста. Вот крепкий мужчина средних лет, наверняка служащий. О, это нам знакомо – всех офисных работников периодически посещает желание взяться за бамбуковую палку и как следует отомстить и шефу, и сослуживцам, и особенно клиентам, которые всегда правы. У входа в зал рядом со мной переминаются с ноги на ногу два пацана лет десяти. Видимо, тоже первый раз пришли - подбадривают друг друга тычками в бок. А вон и девчонки – немножко туши на ресницах, волосы собраны в хвостики… Но в большинстве все же – молодые парни старшего школьного и младшего студенческого возраста. Короче говоря, кендо все возрасты покорны. Но, вне зависимости от пола и возраста, все ходят в широченных темно-синих штанах и синих же рубашках. Но мы, в общем-то, тоже не лыком шиты, книг  Есикавы начитались, фильмов Куросавы насмотрелись и знаем, что рубашка называется кендоги (?), а штаны – хакама. Именно в такой форме сносили друг другу головы самураи в средневековой Японии. 

Мои копания в собственных знаниях прерывает появившийся передо мной мужчина. Оказывается, что именно он и является здесь главным, то есть учителем. Сэнсэй с симпатичной славянской внешностью и исконно японским именем Сергей предлагает мне сегодня просто посмотреть, что происходит на занятиях. Зато мальчишек сразу отправляет переодеваться. На их-то примере я и увижу, что ожидает новичков.

Ученики тем временем деловито моют пол в зале. Это делается не только потому, что в додзе занимаются босиком. Мытье пола, как известно, дисциплинирует – это вам любой военный скажет. Наконец, просто правило такое. Правил в кендо вообще множество и, пока народ готовится к занятию, переодевается и разминается, Сергей рассказывает мне основные.

Кендо - японское искусство фехтования на мечах, в переводе означающее "Путь меча". В наши дни, когда необходимость убивать врага на поле боя отпала, целью практики кендо провозгласили воспитание духа, характера, тела человека и, конечно же, его мировоззрения. Говоря проще – это путь воспитания человеческого характера посредством применения принципов Меча.  Если задуматься о том, зачем вообще нужно заниматься этим искусством, то Всеяпонская Федерация кендо декларирует следующее.

Соединение воедино тела и духа,

Развитие сильного и решительного духа,

И посредством правильных и упорных тренировок,

Стремиться к совершенствованию в искусстве Кендо,

Уважать человеческое достоинство и честь,

Искренне общаться с другими людьми,

И всю жизнь стремиться к самосовершенствованию.

Таким образом, такой человек сможет:

Любить свою страну и общество,

Способствовать развитию культуры,

И содействовать миру и процветанию среди всех народов.

И оставив меня размышлять над сими великими постулатами, Сергей удалился здороваться с учениками. Конечно, как и положено, приветствие представляет собой настоящий церемониал. Ученики ровной шеренгой чинно сели на пяточки. Каждый положил рядом свой деревянный меч – боккен. Рукоятки мечей тоже должны быть на одном уровне – высовываться или лежать поодаль не позволяется ни одному мечу. Сэнсэй, ловко подоткнув под себя широкие штанины, усаживается напротив, критичным взором окидывает собравшихся и неожиданно в полной тишине оглушительно рявкает что-то на японском языке. Судя по реакции мгновенно подтянувшихся учеников, это была команда  «выпрямить спины!». Следующая команда призывает сложить руки в определенном положении и настроиться на занятие. После полуминутного молчания следует обоюдный поклон, при котором в положении сидя нужно достать лбом до пола, и тихое приветствие. Опять же по-японски.

После этого все бодро подскакивают и начинается тренировка. На любом обычном спортивном занятии тренер убил бы полчаса, объясняя, кто и чем сейчас должен заняться. Здесь – ничего подобного. Все быстро разбегаются по разным углам, каждый четко знает, что он сейчас будет делать. Самая большая группа строится в шеренги друг за другом и, взяв в руки деревянные мечи, начинает тренировать руки, отрабатывая удары. Пока – в воздухе. Перед ними стоит старший ученик – сэмпай. Он  демонстрирует правильное выполнение удара и при этом успевает внимательно следить, все ли верно делают ученики. Старшего зовут Дима, он пришел в иркутскую школу кендо одним из первых. Его доспехи гордо украшает японский иероглиф, обозначающий его фамилию – Харюткин. Интересно, смогли бы сами японцы прочитать его?

Итак, сэмпай задает темп. «Ити, ни, сан, йон, го, року…»,  - считают в такт ударам ученики. Боккен при первом знакомстве кажется неожиданно легким, однако за двадцать таких энергичных взмахов способен заставить руку «отвалиться». С наибольшим вниманием смотрю за девушками. Что скрывать – не все успевают за Димой. Выполняют упражнение медленнее, но все равно не сдаются – продолжают упорно отсчитывать один взмах за другим.

В углу группа гораздо менее опытных учеников под руководством Сергея учится премудростям надевания национальной мужской одежды. У них знаменательный день – как раз сегодня из Японии пришла посылка с новенькими кендоги и хакама для них. Этого момента ждали долго и с нетерпением – ведь без специальной формы ученик не может приступить к тренировкам.  Надеть форму, не зная правил, довольно сложно. Кендо, как известно, зародилось в самурайском сословии – одном из высших. Поэтому традиции внешнего вида ценятся очень высоко. Незначительных, неважных деталей здесь нет – все должно быть безупречно, все учит самодисциплине. Говорят, во время экзамена внешний вид воина оценивается наравне с техникой.

Пока ученики в дальнем углу мучаются, наступая на полы собственных хакама, я, наконец, задаюсь вопросом – чем это заняты два начинающих самурая? На протяжении всего занятия они ходят мимо меня туда-сюда, полируя ступнями босых ног и без того ровный и сверкающий пол. Оказывается, они учатся специальному шагу, который и служит основой основ в кендо. Бедолагам предстоит делать это из занятия в занятие не менее двух месяцев! Не успев толком их пожалеть, постигаю скрытый смысл таких упражнений. Это ведь своеобразный тест на пригодность: если уж смог ученик вот так натирать пол собственными ступнями, исходив додзе миллион раз туда и обратно, то  значит, и в дальнейшем сумеет быть терпеливым и дисциплинированным  воином. Стойте. Так это что же, и мне предстоит?

Эту ужасную мысль я даже не успеваю как следует подумать – раздается дикий рев. Прямо на меня, подняв над головами мечи, несется ватага молодых самураев, которые наконец-то сумели справиться с завязочками на своих штанах. Добежав до противоположной стены, они с таким же воплем несутся обратно. У кого-то из парней выражение лица вполне суровое, но кое-кто еще не может сдержать улыбки.

В группе под предводительством Димы тоже перемены – ученики разбились на пары и теперь отрабатывают удары друг на друге. Одно из упражнений призвано научить нападающего четко рассчитать силу удара и суметь остановить меч в сантиметре от головы противника. Тот, на ком практикуют этот кошмар, стоит себе тихонько и не шевелит ни единым мускулом на лице. Выдержку, значит, вырабатывает. Просто на секунду попробуйте представить себя на месте этого, второго, ученика. Страшно? Мне – да.

Ученики, занимающиеся больше года, облачаются в доспехи. Прежде всего, это шлем, который призван смягчать силу удара синаем (бамбуковым мечом). Есть еще специальные накладки на руки, на живот, на бедра. Дело в том, что в кендо разрешается нанесение противнику ударов в заранее определенные места. Основных ударов четыре. Это опять же становится ясно по тем крикам, которые издают бойцы. «Цуки!» - и молниеносный укол в горло. «Котэ!» - удар по руке. «До!» - по животу. «Мэн!» - сокрушительный удар прямо по темечку. Что в этот момент делают сэнсэй и сэмпай, вы просто не поверите! Они обсуждают звук при ударе: «о, глухой, значит, хорошо лег удар. А вот этот не очень хорошо пошел». Однако, боец, которому удар «пошел не очень хорошо», даже пошатнулся. «Что поделать, мы должны позволять ученикам тренироваться на нас, более опытных бойцах, - говорит Сергей. – А иначе как еще новички научаться правильно наносить удары, чувствовать их?». После этих слов он неторопливо закатывает рукав и демонстрирует мне впечатляющих размеров синяк, переливающийся всеми цветами радуги…

Первоначальный девиз кендо гласил: «Победа означает жизнь, поражение означает смерть». Сегодня многое изменилось, но, тем не менее, ученику предлагается каждый удар проводить так, как будто он – последний. Вот и стараются ребята. Кстати, в паре запросто могут оказаться взрослый мужчина и тринадцатилетний мальчишка, или даже девчонка. И вряд ли можно будет о ком-то из них сказать: «этот – слабее». Если воин вышел на поединок с соперником, значит, он уже смог победить самого себя. «В кендо дело совсем не в силе, - уверяет Сергей. – Скорее, дело в умении, в скорости, в точности движений. Возраст или масса тела не играют никакой роли. Интересно, что в заранее невыгодном положении оказывается именно тот, кто нападает. Подняв меч над головой, он открывается, и соперник, если он обладает быстрой реакцией, может нанести удар в горло, по рукам, по животу.

Воздействие на противника происходит еще до  нанесения удара. Прежде всего -  взглядом. Он должен быть исполнен убийственной решимости, презрения к смерти, и повергать противника в смятение. Затем следует тот самый дикий вопль, от которого кровь стынет в жилах. В этом крике должно быть столько энергии, чтобы противник тут же понял – все, он проиграл». Эти два способа устрашения противника Сергей тут же мне и демонстрирует. Впечатляет, скажу я вам. Куда-то мгновенно подевался спокойный, уравновешенный человек с негромким голосом. Его место занял настоящий самурай – безжалостный, суровый, в глазах – холодная ярость. С пронзительным криком он разрубает мечом воздух. Забыла сказать – меч у сэнсэя настоящий, железный, выкованный в Японии.

Вдруг внезапно становится тихо в додзе. Ученики вновь садятся на пяточки, и с интересом чего-то ждут. Кажется, в финальной части занятия происходит что-то захватывающее. Словно два танцора, на середину зала скользят сэнсэй и сэмпай. У каждого на боку – настоящий меч. Защитных доспехов нет. И начинается … нет, не бой. Это высокая хореография, преисполненный необыкновенной красоты и изящества танец. Точно рассчитанное движение – или смерть. Соперники то надолго замирают,  то двигаются молниеносно. Конечно, сокрушительных ударов не происходит – мечи останавливаются в миллиметре от цели. Такое мастерство наверняка демонстрируется ученикам для того, чтобы поддержать интерес, не дать сдаться на полпути, не позволить убояться боли и трудностей. По окончании поединка в полной тишине соперники с поклоном благодарят друг друга, осторожно вкладывают мечи в ножны, снова кланяются и лишь после этого расходятся.

Церемония прощания похожа на приветственную. Вновь минута медитации – успокоить дыхание, подумать о том, чего добился на сегодняшнем занятии. Затем – с поклоном поблагодарить учителя. Занятие окончено. И еще минуту назад грозные самураи внешне вновь превращаются в обыкновенных парней и девушек, мужчин и мальчишек. Они точно так же, как мы, ходят по улицам этого города, учатся и работают. Но в душе они всегда – воины, постигающие японское боевое искусство кендо, идущие путем Меча…

 

Лариса Бережнова

Российская газета

12 мая 2006 №98 (4064)


Rambler's Top100

Hosted by uCoz