ИРКУТСКИЙ ПУТЬ ЯПОНСКОГО МЕЧА
Как я познакомилась с самураями
(авторская версия)
Вот тянет иногда на экзотику! Во всем – в еде,
в одежде, в занятиях и увлечениях… И бывает, что даже в собственном физическом и
моральном развитии хочется чего-нибудь этакого. Вспомнив, что наибольшими
мастерами по части совершенствования тела и духа издавна считаются японцы,
решаю посвятить себя какому-либо из единоборств, берущих свои корни где-то там,
в Стране восходящего солнца. Благо, их пруд пруди. Что же выбрать людям,
которые грезят самурайской романтикой и традициями Японии? Узнайте, есть ли в вашем городе клуб кендо.
Мне повезло – в Иркутске он есть! Как,
кстати, и во многих других российских городах, не говоря уж о самой Японии. Звоню
и узнаю, что иркутская областная общественная организация "Байкальская
Федерация Кендо" приглашает на тренировки всех желающих. Никаких особых
требований новичку не предъявляется, что тут же заставляет подозревать какой-то
подвох. Как это – можно всем? Неужели искусство владения мечом доступно любому?
И мужчинам, и женщинам, да еще и в любом возрасте? Ладно, разберемся…
Придя в додзе (место, где проходит тренировка),
понимаю – у кендо и в самом деле много поклонников любого пола и возраста. Вот
крепкий мужчина средних лет, наверняка служащий. О, это нам знакомо – всех
офисных работников периодически посещает желание взяться за бамбуковую палку и
как следует отомстить и шефу, и сослуживцам, и особенно клиентам, которые
всегда правы. У входа в зал рядом со мной переминаются с ноги на ногу два
пацана лет десяти. Видимо, тоже первый раз пришли - подбадривают друг друга
тычками в бок. А вон и девчонки – немножко туши на ресницах, волосы собраны в
хвостики… Но в большинстве все же – молодые парни старшего школьного и младшего
студенческого возраста. Короче говоря, кендо все возрасты покорны. Но, вне
зависимости от пола и возраста, все ходят в широченных темно-синих штанах и
синих же рубашках. Но мы, в общем-то, тоже не лыком шиты, книг Есикавы начитались, фильмов Куросавы
насмотрелись и знаем, что рубашка называется кендоги (?), а штаны – хакама.
Именно в такой форме сносили друг другу головы самураи в средневековой
Японии.
Мои копания в собственных знаниях прерывает
появившийся передо мной мужчина. Оказывается, что именно он и является здесь
главным, то есть учителем. Сэнсэй с симпатичной славянской внешностью и исконно
японским именем Сергей предлагает мне сегодня просто посмотреть, что происходит
на занятиях. Зато мальчишек сразу отправляет переодеваться. На их-то примере я
и увижу, что ожидает новичков.
Ученики тем временем деловито моют пол в зале.
Это делается не только потому, что в додзе занимаются босиком. Мытье пола, как
известно, дисциплинирует – это вам любой военный скажет. Наконец, просто
правило такое. Правил в кендо вообще множество и, пока народ готовится к
занятию, переодевается и разминается, Сергей рассказывает мне основные.
Кендо
- японское искусство фехтования на мечах, в переводе означающее "Путь
меча". В наши дни, когда необходимость убивать врага на поле боя отпала,
целью практики кендо провозгласили воспитание духа, характера, тела человека и,
конечно же, его мировоззрения. Говоря проще – это путь воспитания человеческого
характера посредством применения принципов Меча. Если задуматься о том, зачем вообще нужно заниматься этим
искусством, то Всеяпонская Федерация кендо декларирует следующее.
Соединение воедино тела и духа,
Развитие сильного и решительного духа,
И посредством правильных и упорных тренировок,
Стремиться к совершенствованию в искусстве
Кендо,
Уважать человеческое достоинство и честь,
Искренне общаться с другими людьми,
И всю жизнь стремиться к
самосовершенствованию.
Таким образом,
такой человек сможет:
Любить свою страну и общество,
Способствовать развитию культуры,
И содействовать миру и процветанию среди всех
народов.
И оставив меня размышлять над сими великими
постулатами, Сергей удалился здороваться с учениками. Конечно, как и положено,
приветствие представляет собой настоящий церемониал. Ученики ровной шеренгой
чинно сели на пяточки. Каждый положил рядом свой деревянный меч – боккен.
Рукоятки мечей тоже должны быть на одном уровне – высовываться или лежать
поодаль не позволяется ни одному мечу. Сэнсэй, ловко подоткнув под себя широкие
штанины, усаживается напротив, критичным взором окидывает собравшихся и
неожиданно в полной тишине оглушительно рявкает что-то на японском языке. Судя
по реакции мгновенно подтянувшихся учеников, это была команда «выпрямить спины!». Следующая команда
призывает сложить руки в определенном положении и настроиться на занятие. После
полуминутного молчания следует обоюдный поклон, при котором в положении сидя
нужно достать лбом до пола, и тихое приветствие. Опять же по-японски.
После этого все бодро подскакивают и начинается
тренировка. На любом обычном спортивном занятии тренер убил бы полчаса,
объясняя, кто и чем сейчас должен заняться. Здесь – ничего подобного. Все
быстро разбегаются по разным углам, каждый четко знает, что он сейчас будет
делать. Самая большая группа строится в шеренги друг за другом и, взяв в руки
деревянные мечи, начинает тренировать руки, отрабатывая удары. Пока – в
воздухе. Перед ними стоит старший ученик – сэмпай. Он демонстрирует правильное выполнение удара и при этом успевает
внимательно следить, все ли верно делают ученики. Старшего зовут Дима, он
пришел в иркутскую школу кендо одним из первых. Его доспехи гордо украшает
японский иероглиф, обозначающий его фамилию – Харюткин. Интересно, смогли бы
сами японцы прочитать его?
Итак, сэмпай задает темп. «Ити, ни, сан, йон, го,
року…», - считают в такт ударам
ученики. Боккен при первом знакомстве кажется неожиданно легким, однако за
двадцать таких энергичных взмахов способен заставить руку «отвалиться». С наибольшим
вниманием смотрю за девушками. Что скрывать – не все успевают за Димой.
Выполняют упражнение медленнее, но все равно не сдаются – продолжают упорно
отсчитывать один взмах за другим.
В углу группа гораздо менее
опытных учеников под руководством Сергея учится премудростям надевания национальной
мужской одежды. У них знаменательный день – как раз сегодня из Японии пришла
посылка с новенькими кендоги и хакама для них. Этого момента ждали долго и с
нетерпением – ведь без специальной формы ученик не может приступить к
тренировкам. Надеть форму, не зная
правил, довольно сложно. Кендо, как известно, зародилось в самурайском сословии
– одном из высших. Поэтому традиции внешнего вида ценятся очень высоко.
Незначительных, неважных деталей здесь нет – все должно быть безупречно, все
учит самодисциплине. Говорят, во время экзамена внешний вид воина оценивается
наравне с техникой.
Пока ученики в дальнем углу
мучаются, наступая на полы собственных хакама, я, наконец, задаюсь вопросом –
чем это заняты два начинающих самурая? На протяжении всего занятия они ходят
мимо меня туда-сюда, полируя ступнями босых ног и без того ровный и сверкающий
пол. Оказывается, они учатся специальному шагу, который и служит основой основ
в кендо. Бедолагам предстоит делать это из занятия в занятие не менее двух
месяцев! Не успев толком их пожалеть, постигаю скрытый смысл таких упражнений.
Это ведь своеобразный тест на пригодность: если уж смог ученик вот так натирать
пол собственными ступнями, исходив додзе миллион раз туда и обратно, то значит, и в дальнейшем сумеет быть терпеливым
и дисциплинированным воином. Стойте.
Так это что же, и мне предстоит?
Эту ужасную мысль я даже не
успеваю как следует подумать – раздается дикий рев. Прямо на меня, подняв над
головами мечи, несется ватага молодых самураев, которые наконец-то сумели
справиться с завязочками на своих штанах. Добежав до противоположной стены, они
с таким же воплем несутся обратно. У кого-то из парней выражение лица вполне
суровое, но кое-кто еще не может сдержать улыбки.
В группе под предводительством
Димы тоже перемены – ученики разбились на пары и теперь отрабатывают удары друг
на друге. Одно из упражнений призвано научить нападающего четко рассчитать силу
удара и суметь остановить меч в сантиметре от головы противника. Тот, на ком
практикуют этот кошмар, стоит себе тихонько и не шевелит ни единым мускулом на
лице. Выдержку, значит, вырабатывает. Просто на секунду попробуйте представить
себя на месте этого, второго, ученика. Страшно? Мне – да.
Ученики, занимающиеся больше
года, облачаются в доспехи. Прежде всего, это шлем, который призван смягчать
силу удара синаем (бамбуковым мечом). Есть еще специальные накладки на руки, на
живот, на бедра. Дело в том, что в кендо разрешается нанесение противнику
ударов в заранее определенные места. Основных ударов четыре. Это опять же
становится ясно по тем крикам, которые издают бойцы. «Цуки!» - и молниеносный
укол в горло. «Котэ!» - удар по руке. «До!» - по животу. «Мэн!» -
сокрушительный удар прямо по темечку. Что в этот момент делают сэнсэй и сэмпай,
вы просто не поверите! Они обсуждают звук при ударе: «о, глухой, значит, хорошо
лег удар. А вот этот не очень хорошо пошел». Однако, боец, которому удар «пошел
не очень хорошо», даже пошатнулся. «Что поделать, мы должны позволять ученикам
тренироваться на нас, более опытных бойцах, - говорит Сергей. – А иначе как еще
новички научаться правильно наносить удары, чувствовать их?». После этих слов
он неторопливо закатывает рукав и демонстрирует мне впечатляющих размеров
синяк, переливающийся всеми цветами радуги…
Первоначальный девиз кендо
гласил: «Победа означает жизнь, поражение означает смерть». Сегодня многое
изменилось, но, тем не менее, ученику предлагается каждый удар проводить так,
как будто он – последний. Вот и стараются ребята. Кстати, в паре запросто могут
оказаться взрослый мужчина и тринадцатилетний мальчишка, или даже девчонка. И
вряд ли можно будет о ком-то из них сказать: «этот – слабее». Если воин вышел
на поединок с соперником, значит, он уже смог победить самого себя. «В кендо
дело совсем не в силе, - уверяет Сергей. – Скорее, дело в умении, в скорости, в
точности движений. Возраст или масса тела не играют никакой роли. Интересно,
что в заранее невыгодном положении оказывается именно тот, кто нападает. Подняв
меч над головой, он открывается, и соперник, если он обладает быстрой реакцией,
может нанести удар в горло, по рукам, по животу.
Воздействие на противника
происходит еще до нанесения удара.
Прежде всего - взглядом. Он должен быть
исполнен убийственной решимости, презрения к смерти, и повергать противника в смятение.
Затем следует тот самый дикий вопль, от которого кровь стынет в жилах. В этом
крике должно быть столько энергии, чтобы противник тут же понял – все, он
проиграл». Эти два способа устрашения противника Сергей тут же мне и
демонстрирует. Впечатляет, скажу я вам. Куда-то мгновенно подевался спокойный,
уравновешенный человек с негромким голосом. Его место занял настоящий самурай –
безжалостный, суровый, в глазах – холодная ярость. С пронзительным криком он
разрубает мечом воздух. Забыла сказать – меч у сэнсэя настоящий, железный,
выкованный в Японии.
Вдруг внезапно становится тихо в
додзе. Ученики вновь садятся на пяточки, и с интересом чего-то ждут. Кажется, в
финальной части занятия происходит что-то захватывающее. Словно два танцора, на
середину зала скользят сэнсэй и сэмпай. У каждого на боку – настоящий меч.
Защитных доспехов нет. И начинается … нет, не бой. Это высокая хореография,
преисполненный необыкновенной красоты и изящества танец. Точно рассчитанное
движение – или смерть. Соперники то надолго замирают, то двигаются молниеносно. Конечно, сокрушительных ударов не
происходит – мечи останавливаются в миллиметре от цели. Такое мастерство
наверняка демонстрируется ученикам для того, чтобы поддержать интерес, не дать
сдаться на полпути, не позволить убояться боли и трудностей. По окончании
поединка в полной тишине соперники с поклоном благодарят друг друга, осторожно
вкладывают мечи в ножны, снова кланяются и лишь после этого расходятся.
Церемония прощания похожа на
приветственную. Вновь минута медитации – успокоить дыхание, подумать о том,
чего добился на сегодняшнем занятии. Затем – с поклоном поблагодарить учителя.
Занятие окончено. И еще минуту назад грозные самураи внешне вновь превращаются
в обыкновенных парней и девушек, мужчин и мальчишек. Они точно так же, как мы,
ходят по улицам этого города, учатся и работают. Но в душе они всегда – воины,
постигающие японское боевое искусство кендо, идущие путем Меча…
Лариса Бережнова
Российская газета
12 мая 2006 №98 (4064)